Воскресенье, 27.05.2018 [Вход]
 на сайт управления образования
добро пожаловать!
 о нас
Зимняя Олимпиада в ДОУ
Меню сайта

Говорушки


Кочергина Светлана Владимировна

Учитель-логопед высшей категории

 

 


Вашему малышу скоро исполнится 3 года

Третий год – не просто очередное празднование дня рождения. Это год завершения раннего детства, детства ясельного. В жизни вашего малыша начинается новый, очень важный период -  младший дошкольный возраст.

Теперь вам нужно еще больше общаться со своим ребенком, потому что ему хочется знать очень-очень много. Правда, и возможностей для развития у маленького человека тоже становится больше. Одно-два объяснения или показа, и ребенок уже запомнил новое слово.

Старайтесь употреблять слова правильно, не коверкать и не сюсюкать. Лепетные слова, слова-звукоподражания и звукокомплексы остаются в прошлом. Долой «аву» вместо «собаки», «бух» вместо «упал», «ням» вместо «есть»!

Малышу и самому становится тесно в рамках своего старого словаря. Начинается время вопросов, а значит, и новых слов. Так что приготовьтесь спокойно (без тоскливой гримасы и вздохов) отвечать на бесконечные «Что это?», «Почему?», «Куда?» и «Где?». Ваш ответ должен быть связан с тем, что ребенок уже знает.

Например, в ответе на вопрос «А что это – дворец?» начать лучше с того, что это «такой дом…» Покажите ему красочную картинку-иллюстрацию, чтобы новые знания были подкреплены зрительным образом.

Не перегружайте малыша информацией, иначе все может смешаться у него в голове и он ничего не запомнит, более того, может пропасть сам интерес к узнаванию нового.

Помогают ли игрушки развитию речи? Конечно. Найдите время, чтобы поиграть с дочкой в куклы, а с сыном в солдатики (кстати, бывает и наоборот). Наблюдая, как ребенок возится с игрушкой, что он ей говорит, вы можете узнать свои выражения, манеру речи, жесты, интонации.


Вместе весело шагать… в детский сад

По дороге в детский сад обращайте внимание ребенка на любые явления природы, задавайте всевозможные вопросы, связанные с этими явлениями (на что похожи облака, льдинки в луже, палочка, которая лежит на дороге). Отвечайте на вопросы ребенка. Расскажите о соответствующем времени года, его признаках. Это поможет развить наблюдательность, любознательность, поднимет ребенку настроение.

Забирая ребенка из детского учреждения, поинтересуйтесь, как он провел день, чем занимался, что ел, с кем играл и в какие игры. Расскажите, что вы скучали без своего сыночка (дочки) и целый день думали о нем. Вы дадите понять ребенку, что интересуетесь его делами, радуетесь каждому достижению и огорчаетесь при неудаче. Докажите, что вы – самый лучший друг для вашего малыша и бесконечно любите его. Необходимо постараться, чтобы все проводимые мероприятия не только запомнились, но и сделали осмысленной совместную жизнь детей и взрослых, став со-бытием, со-действием, со-звучием.

 


Как учить ребенка читать?

         Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли не с младенчества. Сегодняшняя школа тоже диктует свои условия: «Ребенок должен читать, и читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма (выкладыванию слов и предложений из букв разрезной азбуки)?

         Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложно синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка.

         Зрительное, пространственное восприятие помогает ребенку узнать и отличить буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определить направление слева направо, сверху вниз.

         Зрительное внимание, память способны удерживать в поле зрения ребенка необходимый объем зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.

         Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память помогают различать звуки речи, удерживать в памяти их последовательность.

         Кинестетическое (мышечное) восприятие необходимо для формирования произносительных образов звуков, при проговаривании текста про себя во время письма.

         В дошкольном возрасте формируется способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой, что позволяет ребенку:

- услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;

- соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;

- правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит «про себя»;

- написать букву и правильно прочитать.

         При освоении языкового анализа и синтеза ребенок должен уметь:

- выделять  заданный звук из потока звуков, в слоге и слове, слог из слова, слово из предложения;

- соединять звуки в слог;

- составлять из слогов слово, из слов предложения.

         Конечно, учить читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего малыша. Ниже для успешного обучения ребенка 4-5 лет дано несколько советов.

  1. Поиграйте с каждым звуком. Начинайте ознакомление с гласных звуков, предложив их пропеть, потянуть, прокричать. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с произнесением согласных, предложив пропеть, протянуть звуки [п], [н]. Их нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, чтобы их не пели, не кричали, их так и называют – согласные. Названия букв произносите коротко, как звуки: Б [б], П [п], М [м], а не Мэ, Пэ.
  2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять его из потока других звуков.
  3.  

- хлопни, когда услышишь звук [а] среди других звуков;

- когда услышишь в слоге заданный звук;

- найди и назови картинки, в названии которых услышишь заданный звук;

- хлопни, когда услышишь заданный звук в слове;

- какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах?

- что могли бы рассказать о себе звуки [а],  [о] и [п], [б] при встрече друг с другом? И так со всеми звуками.

3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Объясните ребенку, что звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим.

 Вопросы и задания:

- какой звук я произнесла?

- как ты определил, что это звук [а]?

- да, ты его услышал. А вот буква А, которая обозначает произнесенный мной звук. На что она похожа? Давай слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим ее из палочек.

- Сколько и каких палочек нужно для буквы А?

- Одинаковой длины или разной?

- Найди и покажи эту букву среди других букв;

- Зачеркни все буквы А.

И так со всеми буквами.

4.Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните ребенку, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова).

Вопросы и задания:

- Звук обозначь цветным квадратиком: гласный, например, красным;

- Произнеси слово автобус;

- Какой первый звук в этом слове? (Звук [а]);

- Какой это звук? (Гласный);

- Обозначь его красным квадратиком. Куда ты положишь квадратик в нашем слове? (В начале слова).

5. Далее переходите к обозначению согласных звуков.

Вопросы и задания:

- Ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки. Послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки: [п] - [пь], [т] - [ть];

- Как произносятся первые звуки? (Твердо);

- А вторые звуки? (Мягко);

- Произнеси твердые и мягкие звуки в словах пушинка, перышко;

- Твердые согласные звуки обозначь синим цветом – они произносятся твердо;

- Мягкие звуки обозначь зеленым цветом – они произносятся мягко;

- Вспомни слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом – мягкий (лук – люк).

6. Теперь ваш ребенок знает, что согласные звуки бывают твердыми как лед, и мягкими, как травка. Предложите ему послушать звуки, закрыв уши ладошками: [п] - [б], [т] - [д], [с] - [з].

Вопросы:

- Когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что-нибудь слышишь? (Ничего). Значит, это не только твердый согласный, он еще и глухой звук;

- Когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь? Правильно, как будто звенит в ушах, как колокольчик. Мы знаем, что этот звук согласный, твердый и теперь узнали, что он звонкий.

         Когда ребенок научится слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков и образованию слогов.

7. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков. Объясните ему, что в нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга, поэтому при чтении они не рассыпаются.

         Обучению чтению надо начинать с чтения слогов. Если это закрытый слог, необходимо объяснить, что первый звук произносится протяжно, а второй коротко – АП. Если открытый слог, ребенок должен сложить губы так, как будто хочет произнести первый звук и сразу второй – ПА.

8. Обратите внимание ребенка на то, то когда согласные «дружат» с гласными звуками [а], [о], [у], [ы], [э], все согласные, кроме [ч], [щ], - твердые; когда согласные «дружат» с гласными звуками [и], [е], [ё], [ю], [я], все согласные, кроме [ж], [ш], [ц], - мягкие.

         Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на).

         Запомните:

  • Звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твердые;
  • Звуки [ч], [щ] – всегда мягкие.
  • Звук [й] – мягкий согласный.

9. Все гласные второго ряда [е], [ё], [ю], [я] произносятся кратко, не растягивая.

Поиграйте в игру «Волшебные звуки» и покажите ребенку, как с помощью гласные согласные из твердых превращаются в мягкие и наоборот, кроме перечисленных выше звуков.

10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова нужно произносить плавно, не деля их при произношении на слоги.

11. Читая с ребенком первые слова, подчеркивайте и смысловую сторону прочитанного.

         Обучая детей чтению, не забывайте об очень важном моменте – развитии мелкой моторики, что необходимо для успешного обучения ребенку письму. 

Рубрики
Ваше мнение о качестве образовательной деятельности МДОУ
Всего ответов: 10



График работы МДОУ: Пн-Пт 6.30-18.30 График работы заведующей: Пн-Пт 8.00-17.00
Челябинская обл., г. Касли, ул. Лобашова,135
Яндекс.Метрика
тел. (35149)2-55-34, e-mail: rodnithok@mail.ru
Copyright ©kea 2010-2018