Перейти на официальный сайт | ![]() |
фон фото "azewi4"
|
[Вход] | [Выход] |
|
Широкова Светлана Геннадьевна педагог-психолог высшей квалификационной категории
— Как вести себя родителям, если ребенок оказался очевидцем семейного конфликта, и даже попытался высказать свое мнение? — Вообще-то, не стоит выяснять отношений при детях, и тем более — пытаться привлечь их на свою сторону. Если же такое случилось, не будет беды, если кто-то из родителей (или оба) признает, что был неправ. Ни в коем случае не запрещать говорить! Потому что невозможность выражать свое мнение по поводу происходящих в семье событий, в которые ребенок оказался эмоционально включен, приводит лишь к повышению у него психического напряжения и тревоги. — Может ли пройти детский невроз без специального лечения, например, от смены обстановки? — Конечно, это случается, но очень редко. Ведь при неврозе у ребенка уже сложились устойчивые стереотипы восприятия себя окружающими, низкая самооценка и неуверенность в себе. И внезапно они не исчезнут: здесь требуется, как мы уже говорили, и перестройка отношений самих родителей, и изменение их взглядов на воспитание, и психотерапевтическая помощь ребенку.
-- Что делать если ребенок не отходит от телевизора? Контакты с окружающими людьми гораздо важнее для ребенка раннего возраста, чем «чудеса голубого экрана». Конечно, бесконечное сидение у телевизора может отрицательно сказаться на здоровье ребенка, на его поведении, на взаимоотношениях в семье. Специалисты утверждают, например, что немало семей распадается оттого, что семейный ужин, который еще недавно был символом семейного счастья, с появлением телевизора превратился в «кинозал». Уважаемые родители! Методики исследования уровня развития позволят основательнее познакомиться со структурой и функциями ряда психических процессов, обеспечивающих успешность развития детей, а также понять причины возможных трудностей в процессе обучения ребенка. 1. Методика "Нелепицы" (развитие мышления) Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 4 - 6 лет. Для организации обследования заранее готовится картинка: Инструкция: Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд спросить: "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, предложить рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь: - Стимулирующая: Помочь ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Подбадривать ребенка, показывать свое положительное отношение к его высказываниям, задавать вопросы, побуждающие к ответу: "Понравилась ли тебе картинка?" "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правильно думаешь'", - Направляющая: Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?", - Обучающая: Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано?", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?". Оценка выполнения задания При оценке учитываются: а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность; 1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все перепутано", "Путаница какая-то". Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны. 3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать. 4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.
Методика "Назови слова" Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
1. Животные. 2. Растения. 3. Цвета предметов. 4. Формы предметов. 5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета. 6. Действия человека. 7. Способы выполнения человеком действий. 8. Качества выполняемых человеком действий. Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление. Оценка результатов 10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам. 6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами. 4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп. 2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами. 0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов. Выводы об уровне развития
Задания на диагностику памяти и внимания: ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется либо картинка с изображением различных предметов либо настоящие предметы (какие-то вещи могут быть парными). После этого картинку убирают, и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему предметов или их изображений. Например: После этого картинку убирают, и ребенок должен ответить на вопросы: - Какие предметы нарисованы на картинке? Уважаемые родители! Данные анкеты помогут вам в воспитании вашего ребенка 1.Анкета для выявления уровня
2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными (нужное подчеркнуть):
3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего (нужное подчеркнуть):
4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании (нужное подчеркнуть):
2.Анкета "Я иду в школу" Скоро для вашего ребенка откроет двери школа, начнется новый, интересный, важный этап в жизни вашей семьи. Предлагаемая анкета поможет вам задуматься о готовности ребенка к школе 1. Чего Вы ждете от обучения в школе? ___________________________________________________________ 2. Чего опасаетесь? ____________________________________________________________ 3. Высказывает ли Ваш ребенок боязнь общения с новыми друзьями в школе? _____________________________________________________________ 4. Хорошо ли говорит Ваш ребенок? _____________________________________________________________ 5. Может ли Ваш ребенок долгое время (10-15 мин.) удерживать свое внимание на одном занятии? ______________________________________________________________ 6. Умеет ли Ваш ребенок считать, решать простые задачи, чертить простым карандашом горизонтальные и вертикальные линии. _______________________________________________________________ 7. Готовы ли Вы сами помочь своему ребенку подготовиться к школе или считаете, что это должны делать только специалисты? _________________________________________________ Спасибо за участие!
3. Анкета для родителей «Здоровый образ жизни в семье» 1. Что вы подразумеваете под "здоровым образом жизни"?________________________________. 2. Считаете ли вы свой образ жизни здоровым, почему? · да _____________, · нет ____________. · не знаю 3. Что мешает вам вести здоровый образ жизни?
4. Закаляетесь ли вы или ваши члены семьи?
5.Проводите ли вы совместный семейный активный досуг (турпоходы, прогулки и т.д.)
6.Что, на ваш взгляд, является основной причиной заболеваний вашего ребенка?
7. Ваши предложения для улучшения работы по формированию здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении _______________. «Рекомендации детского психолога»: Уважаемые мамы и папы! Все проблемы детей - это проблемы их родителей. И в большинстве случаев это так. Начиная разбирать по крупинкам все детские трудности, выясняется, что причины находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т.п. Поэтому, чтобы решить проблемы ребенка родителям требуется самим разобраться в причинах и изменить негативное в своем поведении, в ситуации, окружающей дошкольника. Что делать, если ребенок впадает в истерики? Детям раннего возраста иногда свойственны припадки ярости, во время которых они падают на пол, бьют по полу руками и ногами, кричат, колотят окружающих. Чаще всего такое поведение возникает в ответ на запрет взрослых (нельзя брать какую-нибудь вещь, нельзя играть в луже) или на отказ купить игрушку, шоколадку. Иногда подобная вспышка может стать следствием конфликта со сверстниками. Например, если кто-то из детей отбирает у ребенка игрушку, а он не знает, что сделать в этой ситуации, как привлечь внимание взрослых, как выразить свою обиду. ИТАК, если ребенок впадает в истерику: 1.Не отменяйте немедленно своих решений.
Что делать, если ребенок кусает других детей? Многие родители и воспитатели жалуются, что малыши часто кусают и сверстников, и взрослых, Прежде чем наказывать ребенка (что чаще всего и происходит), необходимо выяснить причину подобного поведения. Старайтесь не стыдить малыша за то, что он укусил ребенка, а объяснить ситуацию. Иначе он может сделать из вашего монолога только один вывод: «Я плохой, и никто меня не любит». Тогда ждите новых вспышек агрессии. ИТАК, если ребенок кусает детей: 1. Выясните причину подобного поведения. 2. Если ребенок исследует окружающее, твердо скажите ему «нельзя!» 3. Если ребенок выразил, таким образом, протест, прежде всего уделите внимание «жертве». Попросите ребенка пожалеть обиженного им малыша. 4. Обязательно отреагируйте на укус, не оставляйте его без внимания. 5. Объясните ребенку, почему нельзя кусаться. 6. Не кричите на ребенка, не шлепайте его. 7. Не заставляйте его просить прощение. 9. Уделите ребенку внимание, он нуждается в этом. Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками? Ребенок от года до двух лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей, поэтому взрослые, прежде всего, должны научить его, как следует общаться, взаимодействовать с окружающими, причем в этот возрастной период необходимо последовательно вводить определенные границы дозволенного и неукоснительно контролировать их выполнение. Конечно же, взрослые не должны обвинять ребенка в жадности, так как это приведет только к формированию чувства вины. Главное — научить ребенка способам выхода из сложной ситуации, научить выслушивать просьбы другого, выражать свои собственные чувства и желания словами, а не криком и кулаками. ИТАК, если ребенок не хочет делиться своими игрушками с другими детьми: 1. Объясните ребенку, почему он должен это делать. 2. Научите его выражать свои ожидания, протесты словами, а не криками. 3. Отвлеките детей. 4. Организуйте совместную игру. 5. Используйте шутку, 6. Не стыдите ребенка. 7. Не провоцируйте конфликт, не берите с собой на прогулку необычные яркие, привлекательные игрушки.
Что делать, если ребенок говорит грубые слова? Ребенок раннего возраста активно впитывает все, что видит и слышит, что происходит вокруг него. Он не просто видит и слышит, но и непроизвольно запоминает все увиденное и услышанное. И никто из взрослых не в состоянии запретить ему это делать. Поэтому проводить профилактику грубых и неприличных слов невозможно. Единственное, что можно сделать, так это самим не произносить подобные слова в присутствии ребенка. Тогда мы будем уверены хотя бы в том, что подобным выражениям ребенок научился не в семье. Помимо общения с нами малыш наблюдает за детьми более старшего возраста, слышит речь взрослых на улице и в транспорте, смотрит телевизор и т. д. Ни в коем случае не угрожайте ребенку тем, что если он скажет такое слово хотя бы еще один раз... Подумайте, что он может тут же произнести это слово, следуя своим импульсивным побуждениям «отомстить» вам. Тогда вам придется либо отказываться от своих угроз, либо тут же прибегнуть к обещанному наказанию. ИТАК, если ребенок говорит грубые слова 1. Объясните ребенку, что такие слова говорить нельзя. 2. Покажите, какими словами можно заменить грубость. 3. Не ругайте его. 4. Дайте возможность ребенку выплеснуть его агрессию другим способом, например, в игре. 5. Отвлеките ребенка. 6. Не угрожайте ребенку наказанием. 7. Кратко извинитесь перед окружающими, если вы находитесь в общественном месте. «Умные игры из Чудесного мешочка»
Подготовка к школе это важный этап в жизни семьи. Каждый родитель сам решает, как готовить ребенка к школе: кто-то водит в развивающий центр, кто-то доверяет педагогам в ДОУ, а кто-то сам занимается с ребенком. Настольные дидактические игры могут помочь в этом процессе. На полках магазина можно встретить множество развивающих игр, пособий: как сделать правильный выбор? В этом блоке я предложу несколько игр, которые часто использую в работе с детьми, это те игры, которые проверены временем - они нравятся детям и несут развивающий эффект в плане интеллектуальной готовности к школе.
Развивающая игра «Речное путешествие» (на развитие памяти, закрепление цифр от 1 до 10) Материал: карточки с цифрами от 1 до 10. Ход игры: на одной стороне комнаты взрослый раскладывает карточки с цифрами. Ребенку предлагают побыть лодочкой, которая перевозит пассажиров с одного берега на другой. Взрослый командует: «Переплывают речку пассажиры с номерами 5 и 8!» Ребенок плывет за пассажирами и подбирает карточки с соответствующими номерами. Необходимо. Чтобы все пассажиры перебрались через речку. Развивающая игра «Определи на ощупь»Цель: развитие внимания и восприятия. Ход игры: Подготовим заранее несколько мешочков с крупами (пшено, рис, горох, сахар и т.д.). Предлагаем ребенку на ощупь определить все сыпучие вещества в мешочках. Если ребенок затрудняется выполнить задание, предлагаем посмотреть и потрогать крупы сначала просто так. Развивающая игра «Будь внимателен» Цель: развитие внимания Ход игры: Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» - стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» - остановиться и стучать одной ногой об пол. Теперь попросите идти детей по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют. В дальнейшем можно набор команд расширить.
Развивающая игра «Кто выше?»Цель: логическое развитие. Ход игры: Послушай задачу: Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше: Наташа или Оля?
Развивающая игра «Посмотри и запомни» Цель: развитие памяти. Ход игры: На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе. |
График работы МДОУ: Пн-Пт 6.30-18.30 |
| График работы заведующей: Пн-Пт 8.00-17.00 |
Челябинская обл., г. Касли, ул. Лобашова,135 |
![]() | тел. (35149)5-54-57,(35149)5-54-51 e-mail: rodnithok@mail.ru |
Copyright ©rodnichok 2010-2021 | ||