Речевая
готовность ребенка к школе
Кочергина Светлана Владимировна
Учитель-логопед МДОУ № 11 «Родничок»
Готовность к школьному обучению
формируется задолго до поступления в школу. Своевременное развитие речи обеспечивает
речевую готовность ребенка к школе. Но статистика на сегодняшний день такова,
что многие дети имеют те или другие речевые нарушения. Растет процент детей с
задержкой речевого развития, когда в 3 года ребенок практически ничего не
говорит. Такой ребенок не успевает к 7 годам накопить необходимый словарь,
приобрести грамматические навыки словообразования и словоизменения,
сформировать связную речь и т.д. Он оказывается не готовым к школьному обучению
и обречен на неуспех. Такие проблемы решаемы при своевременном обращении к
логопеду (чем раньше, тем лучше).
Итак, остановимся на критериях речевой
готовности к школьному обучению.
1. Сформированность
звукопроизношения. К поступлению в школу ребенок должен владеть правильным,
нормированным произношением русского языка.
2. Сформированность
фонематических процессов: умение различать звуки на слух.
3. Готовность к
звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять
первый гласный (ударный) и согласный звук в слове, последний гласный и согласный
звук, анализ простых слов. Дети должны знать и правильно употреблять термины
«звук», «слог», «слово», предложение, звуки гласные и согласные, твердые и
мягкие, звонкие и глухие.
4. Умение
пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с
уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от
существительных.
5. Сформированность
грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью,
умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть
связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и
однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно
находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и
картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять
самостоятельно рассказ-описание.
Диагностическая функция логопеда
состоит в том, чтобы обследовать различные стороны речи и выявить, насколько
нарушен тот или иной критерий, и будет ли это нарушение влиять на обучение в
школе.
Рассмотрим возможные варианты:
1. У ребенка
нарушено только звукопроизношение. Такие дети, как правило, учатся хорошо. Дефектное произношение носит только
эстетический недостаток.
2. У ребенка
нарушено звукопроизношение и фонематический слух. Такие дети заменяют и
смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие;
звонкие – глухие; твердые – мягкие, р – л). Такой уровень недоразвития звуковой
стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового
состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и
дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
3. У ребенка
наряду с нарушением звукопроизношения и фонематическими процессами нарушены
лексико-грамматические средства языка. Это самое сложное нарушение – у ребенка
общее недоразвитие речи. Такие дети испытывают большие трудности при чтении и
письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У
таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них
наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их
словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует
специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой
тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой
незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные
препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные
работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и
синтаксических ошибок.
Основная задача родителей – вовремя
обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы
начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить неуспеваемость в
общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
|